Тел:
+7 (8672)53-74-35

e-mail:
kavkaz@dolomit.ru

АО «Кавдоломит» обеспечивает доломитом ведущие предприятия стекольной промышленности
На долю АО «Кавдоломит» приходится 98-99% от всего объема российского экспорта доломита
Доломит Боснинского месторождения характеризуется выдержанностью по химическим, минералогическим, физико-механическим параметрам
Доломиты Боснинского месторождения являются высококачественным сырьем для производства стекла, смолодоломитовых огнеупоров

Новости и публикации

27.11.2011

«Кавдоломит»: есть перспектива стать «миллионером»

«Кавдоломит»: есть перспектива стать «миллионером»

В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы владикавказское предприятие «Кавдоломит» на 70-80% обеспечивало доломитовым сырьем стекольную промышленность Советского Союза. Сегодня, возможно, в это трудно поверить, но тогда отгрузка колотого доломита доходила до 1 миллиона тонн в год. А в начале девяностых, когда повсеместно были разрушены хозяйственные отношения, результатом проведенных реформ стал резкий спад производства даже на крупнейших экономически крепких предприятиях. На несколько месяцев приостановил работу и «Кавдоломит», и за это время заводы-потребители вынуждены были искать других поставщиков сырья для своих производств. Итогом непродолжительного, но все же простоя, стала в разы сократившаяся отгрузка продукции «Кавдоломитом»: в 1993 году потребителям было отправлено всего 53 тысячи тонн сырья, в 1994 году – 21 тысяча, в следующем – 39 тысяч, а в 1996 году отгрузка доломита упала до 11 тысяч тонн. На спрос североосетинского нерудного материала не повлиял даже общеизвестный факт: Боснинское месторождение доломита давало лучшее по чистоте, химико-физическим свойствам и своей однородности сырье для стекольного производства. Восстановить партнерские связи было труднее, чем перейти на использование других материалов и технологий.

Что можно было противопоставить той, прямо скажем, критической ситуации, сложившейся на предприятии? С этого вопроса началась беседа корреспондента «СО» с генеральным директором АО «Кавдоломит» Русланом Агузаровым.

– Только стабильную работу, стабильное качество и новые продукты. Мы стали производить в небольших количествах – до 35 тысяч тонн в году – молотый доломит. Он в настоящее время наиболее востребован в стекольном производстве в связи с тем, что заводы, составляющие около 90% потребителей нашей продукции, в последние годы используют исключительно готовые компоненты шихты, что в свою очередь исключает необходимость содержать на заводах вспомогательные производства. Зарубежные технологии, всемирно известных производителей стекла, которые в последнее время внедрены на заводах, предполагают только готовый продукт – компонент, и потребность в нем велика.

– То есть, вы сделали ставку на производство новой продукции?

– Точнее, на полное технологическое переоснащение и расширение производства. Именно так называется проект нашего предприятия в рамках Стратегического плана социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и Постановления Правительства РФ от 4 мая 2011 года о предоставлении в 2011 году государственных гарантий юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа. Наш инвестиционный проект прошел защиту в Министерстве регионального развития РФ и Распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2011г. № 1751-р включен в список предприятий на получение государственных гарантий по кредитам, и сейчас мы находимся как раз в стадии получения этих гарантий. Проект будет реализовываться на кредитные средства в объеме 1 млрд рублей.

– Обычно банковские условия очень жесткие, когда речь идет о таких средствах.

– И в нашем случае – тоже. Кредит будет выдан под залог имущества предприятия и поручительство нашего акционера – крупного московского предприятия. То, что «Кавдоломит» действующее и перспективное предприятие, – сегодня, к сожалению, недостаточное основание для получения банковского кредита.

– Руслан Ахсарбекович, предполагается абсолютно полное переоснащение «Кавдоломита»?

– Да, всех основных и вспомогательных средств. Основной из них – дробильно-сортировочный завод на карьере – последний раз переоснащался в 1974 году. То есть почти 40 лет назад. Легко представить, насколько устарели оборудование и технологии. Предполагается также на промышленной площадке строительство завода по размолу доломита мощностью 600 тысяч тонн в год. В перспективе общие объемы добычи доломита планируется довести до 1 миллиона тонн.

– У «Кавдоломита» есть перспектива вновь стать предприятием-«миллионером»?

– Если проект будет реализовываться по плану, то, безусловно, да. Уже заключен контракт с чешской фирмой PSP Engineering a.s. на поставку оборудования. Это – первый шаг в продвижении проекта, рассчитанного до 2013 года. В конце октября ждем проектировщиков и специалистов из Чехии, а далее на изготовление и поставку оборудования потребуется не меньше года.

– Но пока «Кавдоломит» работает в прежнем режиме. Насколько успешно?

– Да, однако в этом году за девять месяцев продукции отгружено меньше, чем за этот же период прошлого года. Так что об особых успехах говорить пока не приходится. Но причина не в уменьшении объемов добычи доломита или спроса на него, а в отсутствии нужного количества вагонов для перевозки продукции как по Северо-Кавказской железной дороге, так и на Украину. Реформа РЖД предполагала улучшение работы подвижного состава. К этому должно было привести увеличение числа компаний-грузоперевозчиков, конкуренция, альтернатива. На самом деле произошло следующее: с момента передачи подвижного состава частным компаниям-перевозчикам на 30% взлетели цены на грузоперевозки. Более того, мы впервые столкнулись с проблемой получения вагонов для перевозок нашей продукции на небольшие расстояния – в Северо-Кавказский и Южный федеральные округа. Компаниям-перевозчикам невыгодно! И это стало непреодолимой преградой между РЖД и пользователями их услуг. Но эта преграда – в интересах железной дороги, а то, что из-за отсутствия вагонов мы не можем отгружать свою продукцию и по этой причине теряем потребителей, волнует, похоже, только нас.

– Но должна же быть хоть информация по поводу: почему и до каких пор?

– Такую информацию мы не можем получить нигде – ни в Москве, ни в Ростове. Нет вагонов – и все тут. Исчезли. И мы последние два месяца не можем поставить свою продукцию на Украину, в связи с чем уменьшили объем экспортной отгрузки по сравнению с прошлым годом. А ведь экспортные отгрузки всегда были приоритетными. Теперь же украинские предприятия компенсируют наш недополученный доломит сырьем других производителей.

– В таком случае, может, стоит поискать других грузоперевозчиков и выслушать другие предложения?

– Предложения есть, но по тарифам, в 2–2,5 раза превышающим тарифы двухмесячной давности. Таких компаний-перевозчиков около 60, но такие необоснованные тарифы не устраивают наших потребителей.
Сейчас может создаться ситуация, когда часть потребителей откажется от сырья из Северной Осетии и перейдет на использование другого. Пусть худшего качества, но дешевле и стабильно поставляемого. Высокие железнодорожные расходы не каждому потребителю по карману. Ранее от нашего доломита отказались предприятия Молдовы и Белоруссии, не выдержавшие ежегодного повышения тарифов на экспортные и транзитные перевозки грузов.

– И никакой помощи здесь, в республике?

– Эта проблема общая для всех предприятий, которые добывают и отгружают нерудные материалы. Правительство занимается этим вопросом, в центр были направлены письма за подписью Председателя Правительства Республики, велись переговоры, однако адекватной реакции компаний-перевозчиков пока нет, и отгружаем пока столько, сколько находит для нас какими-либо способами начальник ст. Владикавказ Борис Цахоев. Но тех вагонов, которые он находит для нас по приемлемой цене, очень мало для экспортной отгрузки.
Есть у нас еще одна «болевая точка» – усложнилась транспортировка подвижного состава. Заявку на вагоны мы подаем перевозчику, а перевозку согласовываем с РЖД. В итоге отгрузка нередко срывается: вагоны есть, а согласования на перевозку по неизвестной причине нет. И объяснений по поводу – тоже нет. Либо наоборот: согласовано движение вагонов, но получить их мы не можем. Нет вагонов – и все! Но даже в этом случае железная дорога все же выставляет штраф за невыполнение заявки. Парадокс! Считаю, что реформа на железнодорожном транспорте нанесла большой ущерб экономике в целом. Иногда мы вынуждены возить продукцию в ближние регионы автотранспортом – так надежней, но дороже. Думаю, что передача подвижного состава в распоряжение компаний, которых мало интересуют проблемы поставщиков и потребителей товаров, была ошибкой.

– Руслан Ахсарбекович, ваше предприятие производит традиционно доломит колотый, относительно недавно стало производить еще и молотый. Будет ли расширяться ассортимент продукции?

– Не считая этого года, отгрузка ежегодно понемногу, но увеличивалась. В прошлом году отгружено 270 тысяч тонн за счет того, что мы стали производить молотый доломит. Есть в ассортименте нашей продукции еще и минеральный порошок, применяемый в приготовлении асфальтобетонных смесей, а также доломитовый порошок, применяемый в производстве сухих строительных смесей и мягкой кровли. Наши потребители – ставропольские предприятия. А в недалекой перспективе – производство микропорошка, который используется в качестве наполнителя при изготовлении определенных материалов. И если еще год назад была проблема с его реализацией, то в текущем году большие объемы закупили дорожные предприятия Ставрополья, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. В этих регионах оценили, что 50 килограммов порошка на тонну смеси значительно улучшает качество покрытия дорог и срок его службы.

– А наши дорожники не заинтересовались этим фактом?

– Пока нет.

– Словом, перспективы у «Кавдоломита» хорошие.

– Безусловно. И во многом благодаря реальной поддержке со стороны руководства республики. При такой поддержке «Кавдоломит» однозначно имеет возможность выйти на высокий уровень эффективности производства.


Назад к списку